Одним из самых важных материалов в акварельной живописи является бумага. Правильный выбор бумаги может сильно повлиять на качество и результат вашей работы.
Итак, что же следует учитывать при выборе акварельной бумаги? Обратите внимание на плотность. Чем выше плотность, тем лучше бумага справляется с водой и не "идёт волнами" при смачивании. Рекомендую выбирать бумагу с плотностью 300 гр/м2, для эскизов можно брать плотность 200 гр/м2.
Важна также текстура бумаги. Всего есть 3 вида: гладкая, среднезернистая и крупнозернистая.
Среднезернистая бумага (grain fin, холодного прессования) обычно самая оптимальная, у неё есть небольшая шероховатость, за счет чего она хорошо впитывает воду.
Это позволяет создавать интересные эффекты и размытия (идеально подходит для пейзажей, именно на такой бумаге я создаю свои работы).
Гладкая бумага (горячего прессования, satin), наоборот, не имеет шероховатостей и подходит для работы с мелкими деталями и более точной рисовки (портреты, ботаника).
Бумага с фактурой торшон (rough) имеет самую яркую и зернистую фактуру, для работ с детализацией она не подойдет, обычно её используют в пейзажах, где не нужно уточнять детали. Выбор между текстурами зависит только от вашего стиля и предпочтений.
Третий фактор, который следует учесть - материал, из которого изготовлена бумага. Есть 3 вида: — Целлюлозная — Хлопковая — Хлопково-целлюлозная.
Целлюлозная бумага обычно стоит дешево, цвета при нанесении красок не теряют свою яркость и интенсивность. Но важно учесть, что на такой бумаге сложно писать послойно (накладывать слои краски друг на друга), т.к. пигмент не впитывается в бумагу и остается на поверхности.
При повторном наложении краски перемешиваются между собой, могут вымываться с листа и создавать грязь. Такую бумагу лучше всего использовать для техники alla prima (рисование одним слоем).
Для своих чистовых работ я выбираю хлопковую бумагу - она более долговечна и на ней можно писать многослойно, добиваясь эффекта прозрачности и глубины. При наложении - краски впитываются вглубь волокон бумаги и тем самым фиксируются, не перемешиваются между собой при нанесении следующего слоя, а создают как раз красивые переливы цветов. Есть конечно и минусы - это более высокая цена и из-за того, что краска уходит в волокна бумаги - цвет становится более тусклый и теряет свою насыщенность.
Хлопково-целлюлозная сочетает в себе качества двух видов.
Если вы серьезно занимаетесь акварелью и хотите, чтобы ваши работы сохранялись в течение долгого времени, я всё же рекомендую выбирать хлопковую бумагу, а эскизы делать на целлюлозной.
Независимо от того, какую бумагу вы выберете, помните, что практика и эксперименты помогут вам определиться с предпочтениями и найти идеальную бумагу для ваших творческих идей.